Александр трапезников механический рай

Трапезников Александр Анатольевич [31.12.1953, Хабаровск] — прозаик, критик.

Отец — офицер, начальник следственного отдела военной прокуратуры, мать — педагог, юрист. Род Трапезниковых, среди членов которого священники, военные, врачи, учителя, происходит из древнегреческого города Трапезунд.

С 1956 живет в Москве.

Окончил филологический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К.Крупской (1980) и Институт журналистского мастерства. Несколько лет провел в Венгрии. Активно занимался спортом, имеет несколько спортивных разрядов (бокс, легкая атлетика, шахматы и др.). Работал в научно-исследовательских институтах, библиотеке, конструкторском бюро, на часовом заводе; в издательствах «Просвещение» и «Граница»; в газете «Советский спорт»; в журнале «Наш современник»; в литературной части МХАТа, в колледже.

Первая публикация прозы — несколько миниатюр — состоялась в газете «Московский метрополитен» (28 дек. 1978). Трапезников печатался в газете «Литературная Россия», «Завтра», «День литературы», «Литературная газ.», «Московский литератор» и др.; в журналах «Москва», «Наш современник», «Октябрь», «Огонек», «Московский вестник», «Пограничник», «Смена», «Роман-газета», «Подъем», «Проза», «Литературная учеба»; в альманахе «Истоки» и др. Трапезников — автор 35 книг прозы и художественной публицистики.

Член СП России с 1994.

Сам писатель так характеризует свою творческую эволюцию: «юмористические рассказы начала восьмидесятых годов; «деревенская проза»»; остросюжетные повести начала девяностых; социально-криминальные романы; лирическая проза; романы с православной тематикой. Отношу себя к писателям патриотического, православного направления» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ РАН).

Произведения Трапезников отличает остросюжетность и некоторая брутальность того, что происходит, как правило, с героями. Рассказы и повести Трапезникова экзистенциальны по настрою и дают читателю мало надежды на благополучный исход. Но в этом проявляется соответствие правде современной жизни. К. Кокшенева так высказалась по поводу этой особенности прозы Трапезникова и его современников: «В таком исходе (смерть героя), конечно, есть явная усталость литературы. Хороший человек — герой прозы 90-х годов — терпит поражение в пространстве рыночного, потребительского, хватательного земного мироустройства. Хороший человек теперь пьет (герой прозы Паламарчука, Трапезникова, Козлова) и умирает не за великую идею, не за светлое будущее, не за свободу и равенство — он умирает за возможность оставаться «просто» человеком» (Кокшенева К. Революция низких смыслов. С.84).

Во многих произведениях Трапезникова персонажи оказываются в тупиковых, безвыходных ситуациях, своего рода «мышеловках». Так, в повести «Печальное плавание» (Московский вестник. 1995. №2) фабула строится на том, что из двух дезертирующих со службы солдат один, русский, оказывается в бегах случайно, против воли, а второй, выходец из национальной республики, все планирует заранее, но в решительный момент трусит и сдается. В построении сюжетных коллизий, основанных на безвыходности, Трапезников отчасти отталкивается от опыта писателей-экзистенциалистов, а также В. Богомолова и В. Быкова. Критик Н. Переяслов предложил специальный термин, который соответствует, по его мнению, прозе таких писателей, как Трапезников,— «авантюрреализм» (Проза. 2000. №1. С.156).

Для произведений Трапезников характерно динамичное развитие сюжета, психологически точные характеристики героев, юмор. Нередко в его прозе присутствуют детективное, приключенческое, а также мистическое начала (например, повесть «Особые услуги» — Московский вестник. 2003. №3). Остро и выразительно выстроенный внешний ход событий не мешает автору касаться глубинных вопросов человеческого существования, экзистенциальных и мистических проблем, злободневных социально-нравственных моментов. Герои существуют в нелегких условиях времени общественно-политических перемен, страдают и мучаются, верят и отчаиваются, любят и ненавидят, но всегда сохраняют в себе подлинные гуманистические качества, соответствие высшему предназначению человека. Для большинства прозаических произведений Трапезникова характерно пограничное состояние героев между жизнью и смертью. Это держит читателя в напряжении, хотя иногда это представляется несколько навязчивым.

Особое место в прозе Трапезникова занимает историческая тема. Он участвовал в проекте ОКТА-принт «Тамплиеры», создав роман «Великий магистр» (1996), написал ряд книг, действие которых происходит в отдаленные времена. Историческая проза Трапезникова, как правило, верна фактуре минувших эпох, но читается легко, как современная проза. Он старается не архаизировать язык, склонен к стилистике беллетристической литературы.

Трапезников известен и как новеллист. Сборники его малой прозы — «Третьего не дано» (2000) и «Фигура умолчания» (2002) отличаются остросюжетностью, емкостью прозаического слова, точностью деталей современой городской, главным образом столичной, жизни.

Произведения Трапезников переведены на немецкий язык и изданы отдельной книгой — «Der Knabe Jahrhundert» (Берлин, 1992).

Периодически выступает с полемическими статьями, посвященными жанру детектива (Защита жанра // Литературная Россия. 1996. №38); «женской» литературе (Беллетризерши // Проза. 2001. №2), современному литературному процессу (Хоккей, гексоген и Поттер // Проза. 2002. №2). Трапезников — полковник Союза казачьих формирований, член православной казачьей миссии.

Лауреат премии «Золотое перо Московии», награжден дипломами за лучшие публикации в журнале «Наш современник» и «Советская женщина»; в 2001 номинировался на премию «Национальный бестселлер России», получил премию журнала «Московский вестник» за 2003.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 509-510.

Www. hrono. ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *